Защита интересов при налоговых проверках

Конверт с символом налоговой инспекции всегда вызывает далеко не самые приятные чувства.  Особенно,  если в нем содержится уведомление о проверке (аудите).

Что делать? Прежде всего, позволить себе всплеск эмоций. Любая проверка отнимет у Вас много драгоценного времени, покажется intrusive , затронет Ваши чувства... (мои личные счета? Почему я должен обьяснять откуда у меня есть деньги на дорогие покупки....).

Далее у Вас только два варианта:

ü      Разбираться с проверкой самостоятельно ( мы дадим Вам некоторые рекомендации)

ü      Нанять специалиста, который смог бы защитить Ваши интересы.

Обратите внимание, что вариант отложить письмо в надежде, что налоговая инспекция, не получив ответа от Вас, перейдет на других кандидатов к проверке, отсутсутвует.  На письма из налоговой инспекции нужно реагировать. И чем скорее, тем лучше.

Итак, Ваши действия.

1.     Внимательно прочитайте письмо. Какая организация будет Вас проверять? Проверяют Вас лично? Ваш бизнес? Если бизнес, то по каким аспектам? Подоходный налог? Налоги с заработной платы? Налоги штата? За какой период?

2.     Найдите отчет, который указывается в письме.

3.     Найдите пакет документов, который был использован для подготовки отчета.

4.     Просмотрите список документов, запрошенных налоговой инспекцией

5.     Примите решение, будете ли Вы обрашаться за помошью к специалисту.

Это решение рекомедуется принять до контакта с аудитором. 

Проверки бывают разные. Федеральная налоговая инспекция может сделать Вам запрос на пояснение и подтверждение какой-то цифры в Вашем отчете. Это скорее всего будет какая-то достаточно значительная цифра, неординарная ситуация. Хорошо бы к этой ситуации быть готовым заранее. Приведу пример. Расходы на юристов чаще всего не списываются. Списываются они только в том случае, если Вам нужна была помощь юриста для того, чтобы получить налогооблагаемый доход. Если при подготовке отчета Вы учли эту ситуацию, то у Вас подготовлен конверт, в котором хранятся копии документов, подтверждающие как сами расходы, так и Ваше право их списать. В этом случае, все, что остается сделать , это еще раз прочитать соответствующую статью закона, пересмотреть документы, написать сопровождающее письмо с обьяснением и отправить его в любезно предоставленном налоговой конверте. Чаще всего, если подготовлен убедительный ответ со ссылкой на статью кодекса, разрешающим подобное списание, и предоставлены подтверждающие документы, дело будет закрыто. Если налоговая не будет удовлетворена Вашим обьяснением или документами, Вы получите дополнительный запрос или отказ в списании с указанием дополнительного налога к доплате. Если Вы уверены в своем праве на списание, нужно подготовить ответ и продолжить переговоры.

Большинство проверок носят более комплексный характер и потребуют бóльших усилий. Чаще всего, основные акценты проверки указаны в первом письме. Если нет, то в последющих Вы получите подробный список требуемых документов.

Далее, конечно, эти документы нужно собрать и пересмотреть. Пересчитать, убедиться в том, что все в порядке. Если чего-то не хватает – подготовиться к ответу, посмотреть, как можно подтвердить расходы иным способом. Иногда нужно будет дополнительное время для подготовки. О нем можно попросить аудитора.  Документы нужно хорошо представить. У аудитора должно сложиться впечатление, что все бумаги организованы и в полном порядке.

Если Вы все же решили разбираться с налоговой самостоятельно, рекомендуем:

Отвечать только на поставленный вопрос. Забудьте про развернутые ответы. Чем больше Вы обьясняете, тем больще ситуаций, действуюших лиц Вы вводите в разговор. Не говорите лишнего.

Говорить нужно правду.  Неверная информация выйдет боком.  Но предлагать дополнительную информацию, пока ее не попросили, пожалуй, не стоит.

Просите уточнения, если вопрос поставлен слишком общий.

Приносите только запрашиваемые документы.

Аудитор скорее всего захочет работать у Вас в офисе. Это – не самый лучший вариант.

Аудитор может пригласить к разговору Ваших сотрудников (а это ни к чему), запросить дополнительные документы (а все, что подается аудитору, должно быть предварительно подготовлено и просмотрено, просчитано). Кто знает, какие еще документы хранятся в той же папке, что и нужная аудитору квитанция... Мы рекомендуем встречи с аудиторам на нейтральной территории. Иногда визита в офис (особенно, если Вы списываете расходы на домашний офис) избежать не удастся. В этом случае к визиту тоже нужно подготовиться: в Вашем офисе (если офис у Вас дома) не должно быть ничего лишнего, ничего не относящегося к бизнесу.